Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги

1. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. (Часть в редакции, введенной в действие с 13 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 237-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

2. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

3. Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.

4. При предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. (Часть в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ.
5. В случае, если предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, вызвано отсутствием технической возможности поставок холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, газа, бытового газа в баллонах, твердого топлива при наличии печного отопления, отсутствием технической возможности отведения сточных вод надлежащего качества и (или) без перерывов, превышающих установленную продолжительность, что подтверждается решением органа государственного жилищного надзора, уплата указанного в части 4 настоящей статьи штрафа не осуществляется в течение периода, установленного решением органа государственного жилищного надзора и соответствующего сроку выполнения мероприятий, планов по приведению качества холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, газа, бытового газа в баллонах, твердого топлива при наличии печного отопления, а также по отведению сточных вод и (или) сокращению перерывов их поставок в соответствие с требованиями законодательства. Отсутствие технической возможности предоставления коммунальных услуг надлежащего качества и (или) без перерывов, превышающих установленную продолжительность, определяется решением органа государственного жилищного надзора на основании обращения ресурсоснабжающей организации или лица, отвечающего за содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения, водоснабжения (водоотведения), газоснабжения, электроэнергетики.(Часть дополнительно включена с 28 декабря 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ)
6. Лицо, виновное в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.(Часть дополнительно включена с 28 декабря 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ)

Комментарий к статье 157 Жилищного Кодекса РФ

1. Третий элемент структуры платы за жилье - плата за коммунальные услуги. Коммунальные услуги могут быть различных видов; основные из них перечислены в ч. 4 ст. 154 Кодекса: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В рыночной экономике услуги, в том числе коммунальные, являются товаром и, как все другие объекты рыночного оборота, они обладают всеми свойствами товара: у них есть стоимость и цена, они могут продаваться и покупаться; по поводу них могут совершаться различные гражданско-правовые сделки. Потребительские свойства коммунальных услуг должны отвечать интересам потребителей и должны соответствовать предусмотренным утвержденными нормативами требованиям. Потребительские свойства и качество коммунальных услуг отражаются в их стоимости и цене: чем выше качественный уровень услуг, тем выше их стоимость и цена, и, напротив, снижение уровня качества коммунальных услуг влечет за собой снижение их стоимости и цены.

Отношения, связанные с оплатой коммунальных услуг, регулируются большим количеством нормативных правовых актов. Самое пристальное внимание уделяется порядку установления или, другими словами, регулирования тарифов на коммунальные услуги. На основании Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 36 (в редакции Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации")) Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организации коммунального комплекса" (СЗ РФ. 2008. N 29 (ч. II). Ст. 3518) утверждены два нормативных правовых документа: 1) Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса; 2) Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. В первом из названных документов закреплены: а) система тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса; б) принципы и методы регулирования тарифов и надбавок. Во втором - порядок принятия регулирующим органом решений об установлении тарифов, надбавок, предельных индексов на услуги организаций коммунального комплекса.

Функции регулирующего органа в этой сфере выполняет в соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290) Федеральная служба по тарифам (ФСТ), находящаяся в введении Правительства РФ.

Нормы коммент. ст. регулируют отношения, возникающие в связи с применением тарифов и надбавок к ним по обязательствам пользователей по оплате предоставляемых им жилищно-коммунальных услуг.

2. Размеры платежей нанимателей и собственников жилых помещений за коммунальные услуги зависят не только от качества услуг, но и от объема потребления воды, тепла, электроэнергии, газа и т.д. Объем потребления устанавливается по показаниям приборов учета; показания снимаются самими обязанными лицами и записываются в счета на оплату; специалисты организаций, предоставляющих услуги (контролеры), периодически проверяют работу приборов учета и снимают контрольные показания; это позволяет исправить ошибки в оплате коммунальных услуг, которые могут быть допущены плательщиками.

Приборы учета потребляемой электроэнергии (так называемые счетчики или электросчетчики) установлены практически в каждой квартире, а вот приборы учета потребления воды, тепла и газа редко устанавливаются в квартирах. В основном применяются приборы, учитывающие объемы потребления по всему дому - учетные узлы, например, КУУТ - контрольный узел учета тепла. Показания домовых приборов учета кладутся в основу расчетов размеров платы за эти коммунальные услуги по каждой квартире с учетом числа проживающих в ней граждан.

При отсутствии приборов учета размеры платежей рассчитываются исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг. Следует иметь в виду, что ч. 1 коммент. ст. действует в редакции Федеральных законов от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий" (СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 10) и от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" (СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616). Внесенные названными Законами изменения содержания ч. 1 коммент. ст. касаются порядка утверждения нормативов потребления по отдельным видам коммунальных услуг.

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 предусматривается подготовка проекта нормативного акта о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306.

3. По показателям приборов учета или по нормативам потребления определяется объем потребления электроэнергии, тепла, воды, газа, твердого топлива, а сумма, подлежащая оплате, рассчитывается по базовому стоимостному показателю - действующим ставкам (тарифам) за единицу соответствующего вида энергии и воды. Тарифы в Москве и Санкт-Петербурге утверждаются органами государственной власти этих субъектов РФ, а в остальных субъектах РФ - либо органами государственной власти этих субъектов РФ, либо органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Как указывалось выше, в настоящее время регулирование тарифов на коммунальные услуги относится к компетенции Федеральной службы по тарифам (ФСТ).

4. Правило ч. 3 коммент. ст. направлено на обеспечение стабильности размера платы за коммунальные услуги. Размер платы за коммунальные услуги не должен зависеть ни от формы собственности на жилые помещения, иначе бы нарушались конституционный принцип (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ) и положения ГК РФ (ст. 212) о признании и равной защите всех форм собственности, ни от оснований права на жилые помещения, ни от того, какой способ эксплуатации и управления многоквартирным домом выбран собственниками помещений в этом доме, ни от того, образованы ли в этом доме ТСЖ или жилищный кооператив, осуществляют ли они свою деятельность или подверглись реорганизации либо ликвидации. Все эти факторы, имеющие различное правовое значение для сферы жилищных отношений, не влияют на определение размера платы за коммунальные услуги. Также не влекут каких-либо изменений размера платы за коммунальные услуги изменения обстоятельств, указанные в ч. 3 коммент. ст.

Отдельный вопрос - о базовом показателе, т.е. о размерах тарифов по коммунальным услугам. С одной стороны, тарифы должны быть стабильными, должны обеспечивать устойчивость финансовых правоотношений, опосредующих использование жилья. С другой стороны, размеры тарифов должны быть такими, которые обеспечивали бы рентабельность организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги. Поэтому периодическое изменение тарифов объективно необходимо и не может запрещаться законом. Но изменение тарифов должно происходить не произвольно, а с соблюдением порядка, регламентированного действующим законодательством.

5. При утверждении тарифов уполномоченные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе выходить за пределы ограничений, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Так, Приказом ФСТ России от 5 августа 2008 г. N 127-э/1 (зарегистрированным в Минюсте РФ 26 августа 2008 г., регистрационный номер 12184) "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2009 г." (РГ. 2008. 4 сент.) установлены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электроэнергию, поставляемую населению в зонах централизованного и децентрализованного энергоснабжения, по субъектам РФ на 2009 г. По г. Москве минимальный уровень тарифа составляет 292,00 коп./кВт.ч (с НДС), максимальный уровень - 301,00 коп./кВт.ч; по Санкт-Петербургу - 228,00 и 235,00; по Республике Татарстан - 203,00 и 207,00 соответственно и т.д. Региональные органы и органы местного самоуправления не вправе выходить за эти пределы.

Размеры тарифов на электроэнергию, поставляемую населению, выше размеров тарифов на электроэнергию, поставляемую потребителям, включая производственные структуры. Представляется, что такой подход не обоснован, во всяком случае, тарифы за электроэнергию, равно как и за другие виды энергии, должны быть для населения ниже, чем для организаций, и не должны включать в себя НДС, так как иначе затраты по НДС перекладываются в конечном итоге на население, хотя граждане не являются и не должны являться плательщиками НДС.

Предельный рост тарифов на тепловую энергию на 2009 г. утвержден на уровне 22% (см.: РИА "Новости": Тариф на час // РГ. 2008. 29 авг.); такой уровень представляется завышенным, он подстегивает инфляционные тенденции. С нашей точки зрения, тарифы на тепловую энергию могут повышаться ежегодно не более чем на 5 - 10%.

6. Предоставляемые пользователям жилых помещений коммунальные услуги должны соответствовать требованиям стандартов и технических регламентов. Если коммунальные услуги предоставляются ненадлежащего качества по сравнению с установленными требованиями, то плата за такие некачественные услуги подлежит снижению. Такие же последствия должны наступать в тех случаях, когда коммунальные услуги предоставляются с перерывами, превышающими установленную нормативами продолжительность.

Порядок снижения платы за коммунальные услуги аналогичен порядку изменения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (см. выше - п. 12 комментария к ст. 156 Кодекса).

Порядок изменения платы за коммунальные услуги в указанных случаях ранее устанавливался Постановлением Правительства РФ. Теперь же, согласно ч. 4 коммент. ст. в редакции ФЗ от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" (СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616), вопрос об установлении порядка, изменения платы за коммунальные услуги в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими нормативную продолжительность, отнесен к компетенции уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти.

7. В Санкт-Петербурге порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг был утвержден распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 9 февраля 1996 г. N 102-р "О порядке предоставления коммунальных услуг в Санкт-Петербурге" (с послед. изм. и доп.); конкретные формулы расчетов по водоснабжению, водоотведению, отоплению, горячему водоснабжению и лифтам содержатся в приложении N 1 "Перечень условий снижения оплаты при снижении качества коммунальных услуг" и приложении N 2 "Методика расчета снижения оплаты при отклонении качества коммунальных услуг". Например, при перерывах в водоснабжении, связанных с авариями на сетях и сооружениях водопровода, оплата снижается за каждый час, если водоснабжение отсутствовало более чем 24 часа за месяц. При перерывах в водоотведении, связанных с авариями на сетях и сооружениях канализации, оплата снижается за каждый час отсутствия водоотведения сверх допустимых 24 часов, если водоотведение отсутствовало более чем 24 часа за месяц.

Другой комментарий к статье 157 ЖК РФ

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (РГ. 2005. 31 декабря. N 297) текст пункта 1 комментируемой статьи изложен в новой редакции, которая вступила в силу 1 января 2006 г. Ниже приводится сравнительная таблица официальных текстов п. 1 комментируемой статьи до 1 января 2006 г. и после этой даты.

┌───────────────────────────────┬────────────────────────────────┐

│Текст пункта 1 статьи 157 ЖК РФ│Текст пункта 1 статьи 157 ЖК РФ │

│в ред. Федерального закона │в ред. Федерального закона │

│от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ,│от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ, │

│действовавший до 1 января │действующий с 1 января 2006 г. │

│2006 г. │по настоящее время │

├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤

│Размер платы за коммунальные │Размер платы за коммунальные │

│услуги определяется исходя из │услуги рассчитывается исходя из │

│показаний приборов учета, а при│объема потребляемых коммунальных│

│их отсутствии исходя из норма- │услуг, определяемого по показа- │

│тивов потребления коммунальных │ниям приборов учета, а при их │

│услуг, утверждаемых органами │отсутствии исходя из нормативов │

│местного самоуправления │потребления коммунальных услуг, │

│(в субъектах Российской Федера-│утверждаемых органами местного │

│ции - городах федерального зна-│самоуправления (в субъектах │

│чения Москве и Санкт-Петербурге│Российской Федерации - городах │

│- органом государственной │федерального значения Москве и │

│власти соответствующего │Санкт-Петербурге - органом │

│субъекта Российской Федерации) │государственной власти │

│в порядке, установленном Прави-│соответствующего субъекта │

│тельством Российской Федерации.│Российской Федерации), за исклю-│

│Правила предоставления комму- │чением нормативов потребления │

│нальных услуг гражданам уста- │коммунальных услуг по электро- │

│навливаются Правительством │снабжению и газоснабжению, │

│Российской Федерации │утверждаемых органами │

│ │государственной власти субъектов│

│ │Российской Федерации в порядке, │

│ │установленном Правительством │

│ │Российской Федерации. Правила │

│ │предоставления коммунальных │

│ │услуг гражданам устанавливаются │

│ │Правительством Российской │

│ │Федерации │

└───────────────────────────────┴────────────────────────────────┘

Как нетрудно заметить, новая редакция п. 1 комментируемой статьи установила, что нормативы потребления таких видов коммунальных услуг, как электроснабжение и газоснабжение, определяются не органами местного самоуправления, как ранее, а органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Это означает, что полномочие по установлению нормативов именно на данные виды коммунальных услуг теперь исключено из компетенции местного самоуправления и передано на уровень выше, а именно субъектам Российской Федерации.

Передача полномочий по определению таких нормативов органам государственной власти субъектов РФ вполне логична.

Во-первых, системы электроснабжения и газоснабжения организуются, как правило, на территории субъекта РФ в целом, а не отдельных муниципальных образований. И управление этими системами, в том числе и в части установления нормативов оплаты потребителями, логичнее организовывать на уровне субъектов РФ.

Во-вторых, данное изменение позволит соблюсти единообразие тарифов в пределах территории каждого отдельно взятого субъекта РФ.

Нормативное содержание комментируемого пункта, за исключением указанных нововведений, осталось прежним.

Так, данный пункт устанавливает, что в зависимости от конкретных условий плата за коммунальные услуги определяется двумя способами:

учетным, т.е. на основе данных приборов учета (счетчиков),

условно-нормативным, т.е. на основании усредненных нормативов потребления.

Первый способ предполагает, что размер платы определяется исходя из реально использованных объемов коммунальных услуг (потребленной воды, газа, электрической энергии). Реально использованные объемы фиксируются приборами учета, такими как электро-, газо- и водосчетчики. Показания этих приборов за расчетный период времени (таковым, как правило, признается календарный месяц) умножаются на действующие в данный период и в данной местности тарифы за соответствующую коммунальную услугу. В результате этой операции определяется денежная сумма, которую потребитель обязан уплатить в качестве платы за коммунальную услугу по итогам соответствующего расчетного периода.

При применении второго способа для определения стоимости коммунальных услуг используются усредненные показатели потребления коммунальных услуг в расчете, как правило, на одного жильца или количество метров жилой площади жилого помещения. Эти показатели принято называть нормативами. Они вырабатываются статистическим путем. При этом размер платы не зависит от конкретного объема потребления, а определяется путем умножения норматива потребления сначала на количество жильцов или квадратных метров жилой площади, а затем на действующий тариф. Совокупность этих операций позволяет определить размер платы за коммунальные услуги по итогам конкретного расчетного периода.

Для применения второго способа расчета стоимости коммунальных услуг используются нормативы, утверждаемые органами местного самоуправления, за исключением нормативов газо- и электроснабжения, которые утверждаются органами государственной власти субъектов РФ.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге все без исключения нормативы потребления утверждаются не органами местного самоуправления, а органами государственной власти субъектов РФ.

Установление в комментируемом пункте двух способов расчета стоимости коммунальных услуг не означает при этом, что жильцы вправе самостоятельно выбирать один наиболее приемлемый и выгодный для них способ расчета. Дело в том, что конкретный способ расчета стоимости коммунальных услуг устанавливается органами местного самоуправления либо организациями, осуществляющими поставку коммунальных услуг жильцам. И выбор одного из двух способов зависит не от удобства и выгоды жильцов, а от степени обеспеченности жилого фонда приборами учета. Так, если жилой дом оборудован счетчиками потребления электроэнергии, горячей и холодной воды и газа, то расчет стоимости этих коммунальных услуг, безусловно, будет осуществляться первым способом, т.е. на основании объемов потребления по данным приборов учета.

Если же в жилом доме установлен только электросчетчик, а счетчики газа и воды отсутствуют, то плата за электроснабжение будет рассчитываться первым способом, а за газ и воду - вторым, т.е. на основании условных нормативов потребления этих услуг. Таков принцип выбора способа расчета платы за коммунальные услуги.

Можно ли говорить о степени выгодности одного из этих способов для жильцов, т.е. потребителей коммунальных услуг? Дело в том, что степень выгодности определяется с учетом реалий, складывающихся в конкретном населенном пункте, а также с объемами потребления коммунальных услуг каждым конкретным жильцом. Для одних семей окажется выгодным условно-нормативный способ, другим более выгодно платить по реальным объемам потребления. В любом случае выбор способа оплаты коммунальных услуг не находится в компетенции жильцов.

Между тем, как показывает опыт г. Москвы, в котором проводится активная кампания по установке приборов учета в абсолютное большинство жилых домов, расходы, например, на водоснабжение при установке приборов учета потребления воды снижаются.

Вероятно, пример г. Москвы воспримут и другие регионы. Коммунальная сфера пойдет по пути строгого учета поставляемых услуг и их оплаты по реальным объемам потребления. По мнению автора, такой способ расчета стоимости потребляемых коммунальных услуг является наиболее справедливым и выгодным как для потребителей, так и для поставщиков.

Но не стоит забывать, что существуют коммунальные услуги, стоимость которых можно вычислить исключительно вторым способом, т.е. с использованием условных нормативов. Речь идет, например, о вывозе твердых бытовых отходов (ТБО), приеме канализационных вод, услугах централизованных телевизионных антенн и т.д. Сложно себе представить приборы учета, способные зафиксировать реальный объем потребления этих услуг жильцами. В таких случаях для расчета стоимости данных коммунальных услуг (назовем их неподлежащими учету) успешно используется и будет использоваться условно-нормативный способ.

Необходимо добавить, что п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что порядок утверждения условных нормативов потребления, о которых идет речь, определяется Правительством Российской Федерации. В настоящее время действуют: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа"; Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".

Пункт 1 комментируемой статьи помимо способов и порядка расчета стоимости коммунальных услуг содержит еще одну значимую норму, согласно которой правила предоставления коммунальных услуг жильцам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой 23 мая 2006 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Данные Правила устанавливают общий порядок и принципы предоставления коммунальных услуг на всей территории Российской Федерации. Именно это обстоятельство придает названному документу очень существенное значение как для потребителей коммунальных услуг, так и для их поставщиков.

Появление единых федеральных Правил предоставления коммунальных услуг в обновленном, соответствующем правовым реалиям виде позволяет жильцам любого населенного пункта России узнать свои права и обязанности при получении и оплате коммунальных услуг.

Правила предоставления коммунальных услуг направлены на создание условий для бесперебойного обеспечения жилых помещений необходимыми элементами благоустройства и всестороннего соблюдения прав как потребителей, так и поставщиков такого рода услуг.

О значимости рассматриваемого документа говорит уже тот факт, что им установлены единые принципы обеспечения коммунальными услугами жилых помещений. Так, пункт 9 Правил гласит, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены:

бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю;

бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков;

бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

Помимо этих существенных гарантий рассматриваемый документ содержит еще достаточно много важных для большинства граждан положений, например, порядок расчета, перерасчета и внесения платы за коммунальные услуги, порядок изменения размера платы в случае предоставления некачественных коммунальных услуг или предоставления их не в полном объеме, особенности предоставления конкретных видов коммунальных услуг.

Словом, Правила предоставления коммунальных услуг должны находиться "на видном месте" в каждом жилом помещении. Именно этот документ поможет защитить права жильцов в части качественного и полноценного предоставления коммунальных услуг.

Пункт 2 статьи 157 посвящен не менее важному элементу, используемому при расчете платы за коммунальные услуги, а именно тарифам. Тариф - это стоимость коммунальной услуги в расчете на одну единицу потребления за расчетный период. С использованием тарифов и одного из двух уже рассмотренных нами способов определяется размер платы за коммунальные услуги.

Законодатель установил, что тарифы за коммунальные услуги устанавливаются в зависимости от их вида на двух уровнях власти: на уровне субъекта Российской Федерации - органами государственной власти соответствующего субъекта, и на местном уровне - соответствующими органами местного самоуправления.

Для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, как и в других случаях, тарифы на все виды коммунальных услуг определяются органами государственной власти субъекта РФ, т.е. местное самоуправление в указанных городах лишено полномочий по определению тарифов.

В пункте 3 комментируемой статьи установлено, что изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования этим помещением, образование или ликвидация ТСЖ, ЖК, иного потребительского кооператива не может являться основанием для изменения платы за коммунальные услуги.

Если потребителю оказываются коммунальные услуги ненадлежащего качества или с перерывами, которые превышают установленную продолжительность, то размер платы за такие услуги подлежит изменению в меньшую сторону. Именно на основании п. 4 комментируемой статьи граждане вправе требовать, а поставщики обязаны произвести перерасчет платы за услуги, которые не соответствуют требованиям качества либо в поставках которых имелись перерывы сверх допустимых.

Стоит указать, что согласно уже упомянутым Правилам предоставления коммунальных услуг коммунальными услугами надлежащего качества признаются услуги, отвечающие требованиям самих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг. Если предоставляемые коммунальные услуги не соответствуют перечисленным требованиям, их можно признать некачественными и потребовать изменения платы за них в меньшую сторону.

В Правилах же можно узнать предельно допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг. Например, если перерыв в подаче холодной воды в жилое помещение превышает суммарно 8 часов в течение одного месяца, то размер платы за холодное водоснабжение подлежит уменьшению на 0,15 процентов за каждый час превышения.

Остались вопросы по ст 157 ЖК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 157 ЖК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.