Статья 159. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

1. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
2. Право на субсидии имеют граждане:
1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
3) члены жилищных кооперативов;
4) собственники жилых помещений.

3. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
4. Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.

5. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
6. При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1-3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. (Часть в редакции, введенной в действие с 26 декабря 2012 года Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 271-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ.

7. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
8. Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.
9. Порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации.
10. Часть утратила силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ.

11. Орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг, в том числе стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников жилых помещений, которые в соответствии с настоящим Кодексом уплачивают взносы на капитальный ремонт, и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.

12. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются иностранным гражданам, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное.

Комментарий к статье 159 Жилищного Кодекса РФ

1. Социальная направленность внутренней политики современного Российского государства выражается, в частности, в том, что государство за счет средств государственного бюджета оказывает определенным категориям граждан помощь в оплате жилья. Эта помощь оказывается двумя способами: 1) путем предоставления субсидий, 2) путем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Положения ст. 159 Кодекса регулируют отношения, связанные с предоставлением субсидий.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, "субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов". Целевыми расходами в данном случае являются расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Предоставляемые из бюджета денежные средства на эти цели являются именно субсидией, поскольку они предназначены не для полной, а для частичной оплаты расходов граждан по оплате жилья: частично эти расходы оплачиваются самими гражданами, частично - государством за счет средств государственного бюджета, субсидии на оплату жилья нельзя смешивать с субсидиями, предоставляемыми отдельным категориям граждан на приобретение жилых помещений (см., например: Федеральный закон от 17 июля 2011 г. N 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (РГ. 2011. 20 июля)).

Финансовая помощь со стороны государства может и должна оказываться только гражданам, нуждающимся в ней вследствие затруднительного материального положения. Исходя из этого принципа в ч. 1 коммент. ст. предусмотрены условия предоставления субсидий на оплату жилья.

2. Первое и основное условие состоит в том, что расходы гражданина на оплату жилья превышают максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Совокупный доход семьи рассчитывается в порядке, предусмотренном положениями ФЗ от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1257). Следует обратить внимание, в частности, на то, что в совокупный доход включается заработная плата и другие доходы в их номинальном (валовом) выражении, т.е. без уменьшения суммы дохода на уплаченные или подлежащие уплате в соответствии с действующим законодательством налоги и сборы.

Положения названного Закона конкретизированы в Постановлении Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512 (с послед. изм. и доп.) "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" (СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3374). Данный Перечень включает все возможные виды доходов, включая заработную плату, авторские вознаграждения, социальные выплаты, доходы по акциям, проценты по банковским вкладам и др. Следует иметь в виду, что при исчислении среднедушевого дохода для решения вопроса о предоставлении субсидии не учитываются следующие виды доходов: государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством РФ о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи; единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы. Из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается сумма уплаченных алиментов.

Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2005 г. N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" (СЗ РФ. 2005. N 36. Ст. 3706; с послед. изм. и доп.) установлен федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22% (подп. "б" п. 1).

3. При решении вопроса о предоставлении субсидии принимаются во внимание усредненные показатели, которые получили название стандартов. В ч. ч. 1 и 6 коммент. ст. названы следующие виды региональных стандартов:

стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий;

стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг;

стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилья в совокупном доходе семьи.

Размеры региональных стандартов устанавливаются субъектами Российской Федерации. Основой для разработки региональных стандартов являются федеральные стандарты, утвержденные названным выше Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2005 г. N 541. При разработке и утверждении размеров региональных стандартов органы субъекта РФ должны принимать во внимание цены, тарифы и нормативы, используемые в регионе для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и за коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в домах, отвечающих определенным требованиям, а именно: уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры дома соответствуют средним условиям, которые сложились в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный жилой дом. Такой подход - ориентация на средние условия, сложившиеся по месту нахождения жилых домов, - представляется логичным и справедливым.

Примером региональных стандартов могут служить стандарты предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на один кв. м общей площади жилья в месяц (с учетом налога на добавленную стоимость), утвержденные Постановлением Правительства Ленинградской области от 23 сентября 2004 г. N 210 "Об областных стандартах стоимости и оплаты жилья и коммунальных услуг на 2005 г." (ИПС "Кодекс").

4. Специальное условие предусмотрено для семей, совокупный доход которых таков, что на каждого члена семьи приходится часть дохода ("среднедушевой доход"), размер которой ниже установленного в данном субъекте РФ прожиточного минимума. Для таких семей расчет размера причитающихся им субсидий на оплату жилья более сложен: максимально допустимая доля расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг уменьшается на поправочный коэффициент, который равен отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. Благодаря применению поправочного коэффициента семья с низким среднедушевым доходом вправе претендовать на получение субсидии в несколько большем размере по сравнению с другими нуждающимися в получении субсидий гражданами.

5. В частях 2 и 12 коммент. ст. установлен круг граждан, которым при наличии предусмотренных в ч. 1 коммент. ст. условий могут быть предоставлены субсидии на оплату жилья. В этом вопросе законодатель руководствовался принципом социальной справедливости и распространил право на получение субсидий не только на нанимателей и пользователей жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилищных фондов, но и на членов жилищных кооперативов и собственников жилых помещений, а также на нанимателей по договорам найма жилого помещения в частном жилищном фонде. То есть, по существу, претендовать на получение субсидий вправе граждане, являющиеся обязанными лицами по оплате жилья, независимо от вида основания возникновения у них права пользования жилым помещением. Подчеркнем, что субсидии могут быть предоставлены даже гражданам, которые, не имея своей жилой площади и не имея возможности получить жилье по договорам найма в государственном или муниципальном жилищных фондах, вынуждены снимать помещения в частном жилищном фонде по договору с юридическим или физическим лицом - собственником сдаваемого внаем жилого помещения.

Исключение сделано лишь для иностранных граждан, которым субсидии не предоставляются. Однако международным договором России с иностранным государством может быть предусмотрено, что оба государства, руководствуясь принципом взаимности, распространяют на граждан другой стороны договора определенный правовой режим проживания и использования жилых помещений, в том числе возможность предоставления им субсидий на оплату жилья на тех же условиях, которые установлены для граждан - резидентов данного государства. Решение этих вопросов на межгосударственном уровне имеет большое значение для многих граждан, поскольку во всем мире масштабы трудовой миграции возрастают и эта тенденция захватывает Россию. В нашей стране живут и работают сотни тысяч граждан из разных стран; многие из них, особенно специалисты различных профессий, работают в России по нескольку лет и проживают в помещениях, снимаемых в основном в частном секторе, где уровень платы за наем (пользование жилым помещением) выше, чем в государственном и муниципальном жилищных фондах. Но, естественно, решаться эти вопросы должны на взаимной основе.

В части 12 коммент. ст. говорится только об иностранных гражданах, но поскольку по общему правилу субсидии предназначены для оказания финансовой помощи российским гражданам, то может быть сделан вывод о том, что лица без гражданства - апатриды, - проживающие на территории России, также исключены из числа лиц, которые вправе претендовать на получение субсидий на оплату жилья.

6. В первоначальной редакции ч. 8 коммент. ст. было установлено, что финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов, но в связи с ограниченными возможностями местных бюджетов предусматривалось оказание финансовой помощи на эти цели местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ, а последним - из федерального бюджета (предоставление субвенций). Положения ч. 10 коммент. ст. предусматривали условия определения размера субвенций из бюджета субъекта РФ. Практически дело обстояло таким образом, что основная тяжесть по финансированию расходов на предоставление субсидий на оплату жилья приходилась на федеральный бюджет. В связи с этим положения коммент. ст. подверглись изменениям. Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 21) ч. 10 коммент. ст. была признана утратившей силу с 1 января 2008 г., а ч. 8 была сформулирована в новой редакции, устанавливающей, что средства на предоставление субсидий по оплате жилья выделяются из бюджетов субъектов РФ. Порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий регулируется не самими субъектами РФ, а Правительством РФ.

Как представляется, ч. 10 коммент. ст. исключена и по той причине, что ее положения, по существу, дублировали положения ч. 1 коммент. ст.

7. Основные вопросы реализации права на получение субсидий относятся к компетенции Правительства РФ. Своими постановлениями Правительство РФ утверждает:

порядок определения размера субсидий;

порядок предоставления субсидий;

перечень документов, прилагаемых к заявлению гражданина - соискателя - на получение субсидии;

порядок определения состава семьи соискателя субсидии;

порядок исчисления совокупного дохода семьи соискателя субсидии;

условия приостановления и прекращения предоставления субсидий.

Все эти вопросы предусмотрены в действующих в настоящее время Правилах предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (СЗ РФ. 2005. N 51. Ст. 5547).

Подробно регламентировало порядок предоставления субсидий правительство Ленинградской области. Постановлением правительства Ленинградской области от 27 ноября 2003 г. N 235 "Об упорядочении предоставления гражданам Ленинградской области субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" утверждены:

Положение об условиях предоставления гражданам, проживающим в Ленинградской области, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;

Примерное положение о муниципальной комиссии по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при начислении гражданам - жителям Ленинградской области субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;

Примерная форма заявления жителя Ленинградской области при обращении в уполномоченный администрацией муниципального образования орган о назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг;

Примерная форма соглашения о предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Такая подробная регламентация представляется крайне необходимой, поскольку речь идет о целевом использовании бюджетных ресурсов.

8. Для отдельных категорий граждан может устанавливаться специальный порядок предоставления субсидий. Эти вопросы также относятся к компетенции Правительства РФ. Так, особый порядок финансирования расходов на предоставление субсидий установлен Постановлением Правительства РФ относительно граждан, проходящих военную службу и проживающих в закрытых военных городках. Согласно п. 1 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331), к закрытым военным городкам относятся "расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба)".

Понятно, что денежное довольствие военнослужащих, по крайней мере, младшего офицерского состава, проживающих в закрытых военных городках, не позволяет им с учетом прожиточного уровня оплачивать жилье в полном объеме, поэтому предоставление им субсидий оправданно и необходимо.

9. Положения ч. 11 коммент. ст. дают возможность органам местного самоуправления устанавливать иные, менее жесткие по сравнению с требованиями региональных стандартов требования, применяемые для расчета субсидий, в целях улучшения положения граждан - получателей субсидий. Это позволяет нуждающимся гражданам получать субсидии в большем размере, чем если бы они получали субсидии только из бюджета субъекта РФ. Разница в размере субсидий, предоставляемых гражданину в соответствии со стандартами, установленными органом местного самоуправления, представляет собой дополнительные бюджетные расходы, которые финансируются за счет средств местного бюджета.

В первоначальной редакции ч. 11 коммент. ст. содержалось выражение "Орган местного самоуправления вправе применять при расчете субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты.". Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 21) эта формулировка изменена; слова "вправе применять при расчете субсидий" заменены словами "может установить для расчета субсидий" (п. 4 ст. 23). Это выражение не меняет сути правоотношения, но более корректно, так как орган местного самоуправления не только применяет, но и прежде всего устанавливает свои местные стандарты, необходимые для расчета субсидий.

Согласно п. 31 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленные органом местного самоуправления местные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи могут применяться взамен всех или взамен отдельных соответствующих региональных стандартов.

10. В первоначальной редакции ч. 3 коммент. ст. предусматривалось, что субсидии предоставляются гражданам органом местного самоуправления или управомоченным им учреждением. Однако практика применения ЖК РФ показала, что поскольку финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется в основном за счет бюджета субъекта РФ (см. об этом выше - п. 5 комментария к коммент. ст.), то и решение вопроса о предоставлении субсидий конкретным гражданам - соискателям субсидий - должно относиться к компетенции органов субъекта РФ. Соответствующие изменения в текст ч. 3 коммент. ст. внесены названным выше Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ.

11. Условием предоставления субсидий является отсутствие у граждан-соискателей задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Однако субсидия может быть предоставлена и при наличии задолженности. В таком случае гражданин, претендующий на получение субсидии, должен заключить с организацией, перед которой у него имеется задолженность, соглашение о порядке погашения задолженности; по этому соглашению гражданин-должник принимает на себя обязательство погасить задолженность в полном объеме не позднее определенной даты, либо погашать задолженность по частям по определенному графику. Предоставление рассрочки для погашения долгов получило название в правотворческой и правоприменительной практике "реструктуризация задолженности"; соответственно, соглашения об этом можно было бы называть реструктуризационными соглашениями. Гражданин, претендующий на получение субсидии, должен представить не только само реструктуризационное соглашение, но и платежные документы, подтверждающие, что им совершаются платежи по графику, предусмотренному реструктуризационным соглашением.

Организации, оказывающие эксплуатационные и коммунальные услуги, не обязаны заключать такого рода соглашения с пользователями жилья; их нельзя принудить к заключению реструктуризационного соглашения через суд. Но вполне очевидно, что организации жилищно-коммунального комплекса должны подходить позитивно к положению граждан-плательщиков; и в тех случаях, когда положение гражданина-должника соответствует требованиям для предоставления субсидии, заключать с ним реструктуризационное соглашение. Получение субсидии поможет гражданину-должнику не только выплачивать текущие платежи, но и погасить долги по предшествующим расчетным периодам.

12. Поскольку в ч. 1 ст. 155 Кодекса предусмотрено, что по общему правилу жилье должно оплачиваться не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, то субсидии должны перечисляться к этой дате с тем, чтобы граждане-пользователи могли использовать полученные денежные средства для своевременного внесения платы за жилье за предыдущий месяц, не допуская просрочки. Если же по каким-либо причинам субсидии были получены гражданином-пользователем позднее десятого числа месяца, следующего за оплачиваемым, и вследствие этого получатель субсидии допустил просрочку внесения платежей, пени, предусмотренные ч. 14 ст. 155 Кодекса, начисляться на этот период просрочки не должны.

Другой комментарий к статье 159 ЖК РФ

Статья 159 ЖК РФ регулирует одну из наиболее актуальных и новых сфер жилищных отношений - субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (РГ. 2006. 31 декабря. N 297) в статью 159 ЖК РФ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г. Ниже приводится таблица изменений, внесенных в комментируемую статью.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Статья 159 ЖК РФ │

├────────┬───────────────────────────────┬───────────────────────┤

│ N │ Текст до 1 января 2008 г. │ Текст после 1 января │

│ пункта │ │ 2008 г. │

├────────┼───────────────────────────────┼───────────────────────┤

│пункт 3 │Субсидии предоставляются орга- │Субсидии предоставляют-│

│ │ном местного самоуправления или│ся органом исполнитель-│

│ │управомоченным им учреждением │ной власти субъекта │

│ │гражданам, указанным в части 2 │Российской Федерации │

│ │настоящей статьи, на основании │или управомоченным им │

│ │их заявлений с учетом постоянно│учреждением гражданам, │

│ │проживающих совместно с ними │указанным в части 2 │

│ │членов их семей │настоящей статьи, на │

│ │ │основании их заявлений │

│ │ │с учетом постоянно │

│ │ │проживающих совместно │

│ │ │с ними членов их семей │

├────────┼───────────────────────────────┼───────────────────────┤

│пункт 8 │Финансирование расходов на пре-│Финансирование расходов│

│ │доставление субсидий осуществ- │на предоставление │

│ │ляется из местных бюджетов за │субсидий осуществляется│

│ │счет субвенций, предоставляемых│из бюджетов субъектов │

│ │местным бюджетам из бюджетов │Российской Федерации │

│ │субъектов Российской Федерации,│ │

│ │а для городов федерального зна-│ │

│ │чения Москвы и Санкт-Петербурга│ │

│ │- из бюджетов данных субъектов │ │

│ │Российской Федерации. Субъектам│ │

│ │Российской Федерации на цели, │ │

│ │указанные в настоящей части, │ │

│ │из федерального бюджета может │ │

│ │передаваться финансовая помощь,│ │

│ │рассчитанная исходя из феде- │ │

│ │ральных стандартов, устанавли- │ │

│ │ваемых Правительством │ │

│ │Российской Федерации │ │

├────────┼───────────────────────────────┼───────────────────────┤

│пункт 10│Размер субвенции из бюджета │Утрачивает силу в │

│ │субъекта Российской Федерации │полном объеме │

│ │рассчитывается исходя из │ │

│ │статистической информации о │ │

│ │распределении населения муници-│ │

│ │пального образования относи- │ │

│ │тельно уровней среднедушевых │ │

│ │доходов и из региональных │ │

│ │стандартов: │ │

│ │1) нормативной площади жилого │ │

│ │помещения, используемой для │ │

│ │расчета субсидий; │ │

│ │2) стоимости жилищно-коммуналь-│ │

│ │ных услуг, дифференцированной │ │

│ │по муниципальным образованиям; │ │

│ │3) максимально допустимой доли │ │

│ │расходов граждан на оплату │ │

│ │жилого помещения и коммунальных│ │

│ │услуг в совокупном доходе семьи│ │

├────────┼───────────────────────────────┼───────────────────────┤

│пункт 11│Орган местного самоуправления │Орган местного │

│ │вправе применять при расчете │самоуправления может │

│ │субсидий отличные от установ- │установить для расчета │

│ │ленных региональных стандартов │субсидий отличные от │

│ │стандарты нормативной площади │установленных регио- │

│ │жилого помещения, используемой │нальных стандартов │

│ │для расчета субсидий, стоимости│стандарты нормативной │

│ │жилищно-коммунальных услуг и │площади жилого помеще- │

│ │максимально допустимой доли │ния, используемой для │

│ │расходов граждан на оплату │расчета субсидий, │

│ │жилого помещения и коммунальных│стоимости жилищно- │

│ │услуг в совокупном доходе │коммунальных услуг и │

│ │семьи, если это улучшает поло- │максимально допустимой │

│ │жение граждан, получающих такие│доли расходов граждан │

│ │субсидии. Дополнительные рас- │на оплату жилого поме- │

│ │ходы на предоставление указан- │щения и коммунальных │

│ │ных в настоящей части субсидий │услуг в совокупном │

│ │финансируются за счет средств │доходе семьи, если это │

│ │местного бюджета │улучшает положение │

│ │ │граждан, получающих │

│ │ │такие субсидии. Допол- │

│ │ │нительные расходы на │

│ │ │предоставление указан- │

│ │ │ных в настоящей части │

│ │ │субсидий финансируются │

│ │ │за счет средств │

│ │ │местного бюджета │

└────────┴───────────────────────────────┴───────────────────────┘

Согласно п. 1 ст. 159 ЖК РФ право на субсидии возникает у граждан при наличии следующего условия: расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Размеры региональных стандартов и допустимой доли расходов на оплату жилого помещения устанавливаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особая методика расчета стандартов и нормативов, используемых для определения права на жилищные субсидии, установлена законодателем для семей, среднедушевой доход в которых меньше прожиточного минимума.

Для таких граждан устанавливаются поправочные коэффициенты, равные отношению среднедушевого дохода к прожиточному минимуму.

В пункте 2 ст. 159 ЖК РФ определены категории пользователей жилых помещений, которые при наличии указанных условий вправе претендовать на получение жилищных субсидий. К ним относятся:

пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (наниматели по договорам социального найма и найма жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде);

наниматели по договорам (коммерческого) найма жилых помещений частного жилищного фонда;

члены жилищных (жилищно-строительных) кооперативов;

собственники жилых помещений.

В пункте 3 комментируемой статьи законодатель установил, что субсидии предоставляются гражданам на основании их заявлений. Предоставление субсидий осуществляется органами местного самоуправления, либо управомоченными учреждениями. Такой порядок сохранится до 1 января 2008 г. Начиная с этой даты полномочие по предоставлению субсидий передается в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления утрачивают право принимать решения о предоставлении субсидий. Однако не стоит полагать, что органы местного самоуправления будут полностью исключены из процесса субсидирования. Законодатель оставил им ряд существенных функций в этом социально значимом процессе.

Пункт 3 содержит еще одну немаловажную норму, в соответствии с которой при расчете величины субсидии принимаются во внимание проживающие совместно с нанимателем или собственником члены их семей. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении вопросов о предоставлении субсидий начиная с 1 января 2008 г. также должны руководствоваться этим принципом.

Согласно п. 4 комментируемой статьи субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг должны перечисляться гражданам ранее срока, который установлен для внесения платы за жилье и коммунальные услуги.

Законодатель установил условие для предоставления гражданам жилищных субсидий - это отсутствие у них задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги. Указанные граждане должны также заключить и выполнять условия соглашения о погашении жилищной субсидии.

Согласно п. 6 комментируемой статьи региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, а также максимально допустимая доля расходов семьи на оплату этих услуг, используемые при определении права граждан, пользующихся жилыми помещениями по любым основаниям, на жилищные субсидии определяются исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.

Пункт 7 комментируемой статьи предоставил Правительству Российской Федерации полномочия по установлению порядка определения размера субсидий и порядка их предоставления, а также перечня прилагаемых к заявлению о предоставлении субсидии документов, условий приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядка определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенностей предоставления субсидий отдельным категориям граждан.

Реализуя данное полномочие, Правительство Российской Федерации выпустило Постановление "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" от 14 декабря 2005 г. N 761. Данным Постановлением утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В Правилах урегулированы все существенные вопросы, определенные в п. 7 ст. 159 ЖК РФ и необходимые для функционирования системы жилищного субсидирования.

Важно отметить, что в указанные Правила еще не внесены изменения, приводящие их в соответствие с редакцией ст. 159 ЖК РФ, вступающей в силу с 1 января 2008 г. Вероятно, внесения таких изменений следует ожидать к концу 2007 г.

Правительство Российской Федерации на основании п. 9 ст. 159 ЖК РФ своими нормативными актами определяет также порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий и порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках.

Согласно пункту 8 комментируемой статьи до 1 января 2008 г. субсидии выплачиваются гражданам из бюджета соответствующего муниципального образования. Средства на выплату таких субсидий поступают в бюджет муниципального образования в виде субвенций, перечисляемых из бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Размер субвенций в соответствии с пунктом 10 комментируемой статьи определяется исходя из статистической информации о распределении населения муниципального образования относительно уровней среднедушевых доходов и из региональных стандартов:

нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий;

стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированной по муниципальным образованиям;

максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Начиная с 1 января 2008 г. обязанность по финансированию предоставления субсидий непосредственно возлагается на бюджеты субъектов Российской Федерации, поскольку начиная с этой даты именно органы исполнительной власти субъектов РФ решают вопросы о предоставлении таких субсидий. Прямое финансирование субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации исключает необходимость перечисления в местные бюджеты каких-либо субвенций на оплату субсидий. В связи с этим в новой редакции п. 8 ст. 159 ЖК РФ не говорится о субвенциях местным бюджетам.

Отсутствие необходимости в субвенциях делает бессмысленными нормы о порядке их расчета, содержащиеся в п. 10 комментируемой статьи. Поэтому п. 10 утрачивает силу с 1 января 2008 г.

В пункте 11 ст. 159 ЖК РФ законодатель предоставил органам местного самоуправления право применять при расчете субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Применение органами местного самоуправления иных стандартов, используемых при расчете субсидий, должно улучшать положение граждан. В противном случае должны применяться стандарты, установленные региональными властями.

Если применение органами местного самоуправления иных стандартов, чем установленные региональными властями, влечет за собой дополнительные расходы, то такие расходы оплачиваются из местного бюджета.

Такая ситуация продлится до 1 января 2008 г. После этой даты органы местного самоуправления будут иметь возможность всего лишь устанавливать, но не применять при расчете отличные от региональных стандарты, используемые для расчета субсидий. Если установление органами местного самоуправления стандартов расчета, отличных от региональных, влечет дополнительные расходы на предоставление субсидий, то эти расходы по-прежнему оплачиваются за счет средств местных бюджетов.

Иными словами, органы местного самоуправления могут устанавливать по своему усмотрению такие стандарты расчета субсидий, при которых субсидии жителям территории данного муниципального образования будут выше тех, которые рассчитаны на основании региональных стандартов.

В остальном требования комментируемой статьи к стандартам расчета субсидий, отличающимся от региональных, после 1 января 2008 г. останутся без изменений.

В пункте 12 комментируемой статьи законодатель запретил предоставлять жилищные субсидии иностранным гражданам. Предоставление жилищных субсидий иностранным гражданам может быть предусмотрено международным договором Российской Федерации. В этом случае жилищные субсидии предоставляются иностранным гражданам на условиях и в порядке, предусмотренными соответствующим международным договором и комментируемой статьей ЖК РФ.

Остались вопросы по ст 159 ЖК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 159 ЖК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.