Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Комментарий к статье 50 Жилищного Кодекса РФ

1. В комментируемом законе нашла практическое применение закрепленная ст. 40 Конституции РФ норма об обеспечении жильем бесплатно или за доступную плату за счет государственных и муниципальных жилищных фондов только нуждающихся в жилище малоимущих и иных, специально указанных в законе категорий граждан. Всем остальным гарантировано содействие и поддержка со стороны органов государственной власти и местного самоуправления для осуществления их конституционного права на жилище.

В этой связи в жилищное законодательство впервые вводится понятие "учетная норма площади жилого помещения" - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 коммент. закона).

Учетная норма по общему правилу устанавливается органом местного самоуправления (иные случаи перечислены в ч. 6 коммент. ст.). При этом установленные органами местного самоуправления учетные нормы даже в границах одного субъекта РФ могут существенно отличаться друг от друга.

Так, например, решением муниципального собрания муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 26 октября 2005 г. N 3/53 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" (Выборг. 2005. 11 ноября. N 167) учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 9 кв. м общей площади жилого помещения на человека.

Учетная норма в размере 12 кв. м общей площади на одного человека установлена в муниципальном образовании "Сланцевский район" Ленинградской области Постановлением главы муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области от 5 октября 2005 г. N 719-п "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" (Знамя труда. 2005. 15 ноября. N 88).

В субъекте РФ - городе федерального значения Санкт-Петербурге, где полномочия по обеспечению граждан жильем по договорам социального найма отнесены к компетенции органов государственной власти, ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. N 10) установлена следующая учетная норма:

- 9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах;

- 15 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

2. В Санкт-Петербурге осуществляются два вида жилищного учета: учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

Приведенный выше норматив учетной нормы установлен для первого из указанных видов жилищного учета. Для учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, учетный норматив жилищной обеспеченности установлен ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 г. N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2004. N 10) и составляет 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного проживающего.

3. В жилищном законодательстве города Москвы определение учетной нормы площади жилого помещения дано в ч. 6 ст. 1 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 42). Размер учетной нормы, согласно ст. 9 указанного Закона, в Москве составляет:

- 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир;

- 15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены разным семьям (т.е. для квартир коммунальных).

Частью 5 той же статьи Закона города Москвы установлено, что жители города Москвы, проживающие в общежитиях коридорной системы (только коридорной, хотя по планировочным решениям общежития, в том числе и в Москве, бывают и квартирной, и блочной системы, а в южных городах страны - и галерейного типа), при определенных указанным Законом условиях принимаются на жилищный учет без учета уровня обеспеченности этих граждан площадью жилого помещения (учетной нормы).

4. В комментируемой статье законодатель вводит и другой норматив - норму предоставления, - ориентированный, как и учетная норма, на общую площадь жилого помещения. Понятие общей площади жилого помещения дано в ч. 5 ст. 15 коммент. закона.

Норма предоставления согласно ч. 2 коммент. ст. - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления, как и учетная норма, по общему правилу (иные случаи перечислены в ч. 3 коммент. ст.) устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В частности, в Санкт-Петербурге при предоставлении жилых помещений по договору социального найма общая площадь предоставляемого жилья не должна превышать 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек, и 33 кв. м - для одиноко проживающих граждан (ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. N 10).

Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в Санкт-Петербурге в случаях, предусмотренных коммент. законом (см. комментарий к ст. 58). В иных случаях с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилых помещений, размер которых превышает указанную норму на всю семью не более чем на половину нормы предоставления жилья, полагающейся на одного человека (т.е. на 9 кв. м).

5. В Москве норма предоставления площади жилого помещения законодателем дифференцирована не только в зависимости от числа лиц, в отношении которых осуществляется предоставление, но и с учетом состава обеспечиваемых семей. Согласно ч. 4 ст. 20 Закон города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 42), норма предоставления составляет 18 кв. м на одного человека. При предоставлении жилого помещения в Москве одиноко проживающему гражданину норма предоставления площади жилого помещения может быть превышена с учетом конструктивных особенностей жилого помещения, но не более чем в два раза. Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, направляемых на реализацию городских жилищных программ, размер площади жилого помещения не может быть более чем:

1) на семью, состоящую из супругов, - однокомнатная квартира площадью до 44 кв. м;

2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, - двухкомнатная квартира площадью до 50 кв. м;

3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, - двухкомнатная квартира площадью до 62 кв. м;

4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, - трехкомнатная квартира площадью до 74 кв. м;

5) на семью из четырех и более граждан - жилое помещение площадью по 18 кв. м на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 кв. м).

6. Обязанность установления допустимого размера жилых помещений (по общей площади), предоставляемых по договору социального найма нуждающимся в жилье, законодатель в значительной мере возложил на органы местного самоуправления, что является нововведением по сравнению с ЖК РСФСР, устанавливавшим на федеральном уровне норму предоставления в размере 12 кв. м жилой площади на одного человека (ст. 38 ЖК РСФСР).

7. Установленная органом местного самоуправления норма предоставления в границах конкретного муниципального образования может быть изменена (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения), но только в отношении категорий граждан, указанных в ч. 3 ст. 49 коммент. закона (федеральных очередников и очередников субъекта РФ) и только на основании федеральных законов или законов субъектов РФ, устанавливающих порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма данным категориям.

При сопоставлении названной нормы с правилами ч. 3 коммент. ст. можно сделать вывод, что иная, отличная от установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления, норма для очередников федеральных и очередников субъектов РФ может быть установлена только тем федеральным законом или законом субъекта РФ, которым установлен и порядок предоставления жилья данным категориям очередников.

Таким образом, из приведенных выше законодательных определений как учетной нормы, так и нормы предоставления, видно, что цели и условия применения рассматриваемых в коммент. ст. нормативов различны.

8. Установление в качестве норматива размера общей площади жилья является новацией в жилищном законодательстве, так как прежние учетные нормативы были ориентированы исключительно на занимаемую гражданином жилую площадь помещения. Очевидно, здесь не последнюю роль сыграли рыночные отношения с традицией оценивать стоимость жилья по его общей площади.

Говоря о нормативах предоставления жилых помещений, следует упомянуть, что в коммент. законе отсутствует какое-либо упоминание о ранее существовавшем (ст. 39 ЖК РСФСР) институте дополнительной жилой площади.

9. В части 5 коммент. ст. закреплено правило, согласно которому размер учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, не может превышать размер нормы предоставления, установленной тем же органом.

Ранее отмечалось, что и нормы предоставления, и учетные нормы для ряда перечисленных в законе категорий очередников могут быть установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации либо законами субъектов Российской Федерации в размере, отличном от устанавливаемых органом местного самоуправления нормативов. При этом для таких законодательно установленных нормативов коммент. ст. (в отличие, например, от положений ч. 5 ст. 50 коммент. закона) прямо не установлено правило о недопустимости превышения размера учетной нормы над размером нормы предоставления. Однако подобная детализация представляется излишней, поскольку невозможность такого превышения вытекает из самого смысла и целей применения рассматриваемых нормативов.

Другой комментарий к статье 50 ЖК РФ

Комментируемая статья устанавливает понятия нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения.

Согласно п. 1 ст. 50 ЖК РФ под нормой предоставления площади жилого помещения законодатель понимает минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Иными словами, под нормой предоставления понимается норма жилой площади на одного человека, в соответствии с которой определяется площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно п. 2 комментируемой статьи указанная норма предоставления жилых помещений определяется в каждом отдельном муниципальном образовании соответствующим органом местного самоуправления. При этом принимается во внимание уровень обеспеченности жильем в данном муниципальном образовании, а также другие существенные факторы.

Для граждан, не признанных малоимущими, но имеющих право получать жилые помещения по договорам социального найма (см. комментарий к п. 3 ст. 49), согласно п. 3 комментируемой статьи федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации может быть установлена иная, чем в конкретном муниципальном образовании, норма предоставления площади жилого помещения.

Добавим, что Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 250-ФЗ в текст пункта 3 комментируемой статьи внесены изменения, вступающие в силу 11 января 2007 г. Данные изменения приведены в сравнительной таблице.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Пункт 3 статьи 50 ЖК РФ │

├───────────────────────────────┬────────────────────────────────┤

│ до 11 января 2007 г. │ после 11 января 2007 г. │

├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤

│Федеральными законами, законами│Федеральными законами, указами │

│субъектов Российской Федерации,│Президента Российской Федерации,│

│устанавливающими порядок│законами субъектов Российской │

│предоставления жилых помещений│Федерации, устанавливающими │

│по договорам социального найма│порядок предоставления жилых │

│указанным в части 3 статьи 49│помещений по договорам социаль- │

│настоящего Кодекса категориям│ного найма указанным в части 3 │

│граждан, данным категориям│статьи 49 настоящего Кодекса │

│граждан могут быть установлены│категориям граждан, данным │

│иные нормы предоставления │категориям граждан могут быть │

│ │установлены иные нормы │

│ │предоставления │

└───────────────────────────────┴────────────────────────────────┘

Новая редакция комментируемого пункта наделяет правом установления особой нормы предоставления жилых помещений не только федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, как ранее, но и указы Президента Российской Федерации.

Пункт 4 ст. 50 дает понятие учетной нормы жилой площади. Так, под учетной нормой понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Следовательно, на основании учетной нормы граждане признаются нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.

Конкретная величина учетной нормы устанавливается в каждом отдельном муниципальном образовании органом местного самоуправления. При этом, согласно п. 5 комментируемой статьи, учетная норма не может превышать норму предоставления жилой площади, установленную в данном муниципальном образовании.

Следует указать, что ЖК РСФСР не разграничивал понятия учетной нормы и нормы предоставления жилой площади. Существовала единая норма жилой площади на человека, которая согласно ст. 38 ЖК РСФСР составляла двенадцать квадратных метров.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 250-ФЗ статья 50 дополнена пунктом 6.

В данном пункте законодатель предусмотрел возможность установления особой учетной нормы для граждан, не являющихся малоимущими, но имеющих право претендовать на получение жилого помещения по договорам социального найма (см. комментарий к п. 3 ст. 49 ЖК РФ).

Эта учетная норма может отличаться от учетной нормы, определенной для малоимущих граждан. Такая учетная норма должна быть закреплена в федеральных законах, указах Президента Российской Федерации или в законах субъектов Российской Федерации, регулирующих предоставление жилых помещений по договорам социального найма отдельным категориям граждан, не являющихся малоимущими.

Остались вопросы по ст 50 ЖК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 50 ЖК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.