Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.(Статья в редакции, введенной в действие с 14 апреля 2012 года Федеральным законом от 1 апреля 2012 года N 26-ФЗ.
Комментарий к статье 93 Жилищного Кодекса РФ
1. Данная статья определяет назначение служебных жилых помещений и примерный перечень категорий лиц, которым данные помещения могут быть предоставлены.
Служебные жилые помещения предназначены для временного проживания (на период работы, службы, на срок занятия должности).
Служебные жилые помещения предназначены не только для удовлетворения жилищной потребности нанимателя, они также способствуют выполнению трудовых и иных обязанностей. В юридической литературе назначение служебных помещений рассматривается, как правило, с точки зрения обеспечения интересов работодателя (см.: Шипунова Е. Жилищное правоотношение по найму служебного жилого помещения // Жилищное право. 2011. N 2. С. 98. Сноска 28). В.Н. Литовкин указывает: "Предоставление служебного жилого помещения осуществляется прежде всего в интересах места работы, службы, органов государственной власти и местного самоуправления, и уже потом удовлетворяет жилищные потребности граждан, но только на время" (Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2005. С. 164).
2. Служебные жилые помещения предназначены для проживания лиц, находящихся в трудовых или служебных отношениях с органом власти, государственным или муниципальным учреждением, для тех, кто проходит службу или занимает должность в органах власти Российской Федерации, субъекте РФ, органах местного самоуправления. Представляется, что жилые помещения, предназначенные для предоставления лицам, состоящим в трудовых и иных отношениях с органами и организациями, которые не указаны в коммент. ст., не должны рассматриваться как служебные.
Следует отметить, что правовым актом ОАО "РЖД" определено, что помещения, созданные или приобретенные ОАО "РЖД" и предназначенные для проживания работников ОАО "РЖД", относятся к "специализированному жилищному фонду ОАО "РЖД" (п. п. 1, 2, 4, 5 Положения о формировании специализированного жилищного фонда ОАО "РЖД", утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 25 мая 2005 г. N 780р // СПС "КП").
С учетом изложенного выше полагаем, что к специализированному жилищному фонду, упоминаемому в ЖК, не могут быть отнесены помещения, предназначенные для проживания работников ОАО "РЖД", поскольку ОАО "РЖД" не указано в коммент. ст. в качестве организации, трудовые или иные отношения с которой являются условием предоставления служебного жилого помещения.
Кроме того, жилые помещения, созданные или приобретенные ОАО "РЖД", не могут быть отнесены к государственному или муниципальному жилищному фонду, следовательно, они не могут быть включены в специализированный жилищный фонд.
3. В законодательстве отсутствует единый перечень категорий конкретных лиц, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения. Данные категории устанавливаются различными нормативными актами, многие из которых были приняты до вступления в силу ЖК и устарели в настоящее время.
Категории лиц, которым могут предоставляться служебные жилые помещения, устанавливаются в отношении помещений, находящихся в федеральной собственности, органами власти РФ, в отношений помещений, которые находятся в собственности субъектов РФ и муниципальных образований, соответственно органами власти субъектов РФ и муниципальных образований (ч. 2 ст. 104 ЖК).
Всего насчитывается не менее 10 таких категорий на федеральном уровне. Нормативные правовые акты, устанавливающие каждую из категорий, приведены, в частности, Е.А. Шипуновой (см.: Шипунова Е. Жилищное правоотношение по найму служебного жилого помещения // Жилищное право. 2011. N 2. С. 92 - 93, также см.: Титов А.А. Жилищное право Российской Федерации: Учебник. М., 2009. С. 350 - 351).
Е.А. Шипунова справедливо, на наш взгляд, отмечает, что для обеспечения правовой определенности необходимо принятие нормативно-правовых актов на уровнях Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, которые бы исчерпывающим образом определяли перечень лиц, которым могут предоставляться служебные жилые помещения (см.: Шипунова Е. Жилищное правоотношение по найму служебного жилого помещения // Жилищное право. 2011. N 2. С. 94). Данный подход следует признать обоснованным.
Следует отметить, что в Санкт-Петербурге такой перечень установлен правительством Санкт-Петербурга применительно к служебным жилым помещениям, находящимся в собственности Санкт-Петербурга. Указанные помещения предоставляются участковым уполномоченным милиции (ныне - полиции) и работникам противопожарной службы Санкт-Петербурга, работающим на должностях, предусмотренных перечнем должностей оперативного состава противопожарной службы Санкт-Петербурга (п. 2 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 4 апреля 2006 г. N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга" // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2006. N 4; п. 1.3 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20 июня 2006 г. N 731 "О служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга" // Вестник администрации Санкт-Петербурга. 2006. N 8).
Другой комментарий к статье 93 ЖК РФ
Статья 93 ЖК РФ определяет назначение служебных жилых помещений. Служебные жилые помещения могут предоставляться для проживания граждан в связи с:
трудовыми отношениями гражданина с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением;
прохождением службы, назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации;
избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.