(наименование в редакции, введенной в действие с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ
1. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
1) учет муниципального жилищного фонда;
2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
2.1) определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;(Пункт дополнительно включен с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ)
2.2) установление максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;(Пункт дополнительно включен с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ)
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
3.1) ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;(Пункт дополнительно включен с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ)
4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
9) осуществление муниципального жилищного контроля;
9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;
10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
2. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации. (Часть в редакции, введенной в действие с 24 октября 2007 года Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ.
3. Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".(Часть дополнительно включена с 9 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 485-ФЗ)
Комментарий к статье 14 Жилищного Кодекса РФ
1. Полномочия органов местного самоуправления (представительных, исполнительных) в жилищной сфере сводятся в основном к правоприменительным и контрольным полномочиям (см. п. п. 1, 3, 5 - 9.1 коммент. ст.), хотя допускается и нормотворческая деятельность (п. п. 2, 4). Нормативные правовые акты и правоприменительные акты органов местного самоуправления в жилищной сфере должны соответствовать федеральным актам и актам субъектов РФ.
Ряд полномочий органов местного самоуправления содержится в других статьях ЖК, например, об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ст. 50); об определении категорий граждан, которым предоставляются служебные квартиры в муниципальном жилищном фонде (ст. 104); об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов на коммунальные услуги (ст. 157); о предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет бюджета отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые регламентированы нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 160); о порядке управления многоквартирным домом, все помещения которого находятся в собственности муниципального образования (ст. 163), и др.
Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 10) расширены полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Статьей 32 указанного Закона внесены изменения в ЖК, ч. 1 ст. 14 которого дополнена п. 9.1 следующего содержания: "Определение порядка, получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений".
Перечень вопросов, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления в жилищной сфере, не является исчерпывающим, что следует из подп. 10 п. 1 коммент. статьи.
2. Города федерального значения Москва и Санкт-Петербург являются субъектами РФ. Применительно к ним установлен особый порядок определения полномочий органов местного самоуправления в жилищной сфере.
По общему правилу полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, предусмотренные ч. 1 коммент. ст., в городах Москве и Санкт-Петербурге осуществляются органами государственной власти этих городов. Однако в силу ч. 2 коммент. ст. и в случаях, предусмотренных законами Москвы и Санкт-Петербурга, допускается осуществление полномочий, предусмотренных ч. 1 коммент. ст., органами местного самоуправления (органами административных округов, районов).
Другой комментарий к статье 14 ЖК РФ
Статья 14 ЖК РФ определяет компетенцию органов местного самоуправления в области жилищных отношений. В ранее действовавшем ЖК РСФСР существовала аналогичная статья, определявшая полномочия районных, городских, районных в городе, поселковых, сельских Советов народных депутатов в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда.
ЖК РФ установил следующую компетенцию органов местного самоуправления в области регулирования жилищных отношений.
Учет муниципального жилищного фонда. Учет муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным федеральными органами государственной власти.
Признание в установленном порядке граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде. Признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма осуществляется по критериям и в порядке, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Органы местного самоуправления ведут учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в порядке, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений в муниципальном жилищном фонде специализированного использования. Органы местного самоуправления устанавливают основания, определяют условия и особенности предоставления гражданам жилых помещений в жилищном фонде специализированного использования, находящемся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде. В рамках данного полномочия органы местного самоуправления осуществляют предоставление жилых помещений по договорам социального найма, т.е. выступают наймодателем по этим договорам.
Принятие в установленном порядке решений о переводе соответствующих помещений в жилые или нежилые помещения. Органы местного самоуправления в установленном порядке, после соответствующих процедур переводят жилые помещения в нежилые. Следует предполагать, что обратная процедура также находится в ведении органов местного самоуправления.
Согласование переустройства и перепланировки жилых помещений. Реализуя данное полномочие, органы местного самоуправления на основании заявлений граждан проводят экспертизы и дают заключения о допустимости переустройства или перепланировки. Если предлагаемый гражданином проект переустройства или перепланировки жилого помещения соответствует правовым, техническим, санитарным и другим требованиям, то органы местного самоуправления принимают решение о согласовании таких мероприятий. Под согласованием фактически понимается разрешение на переустройство или перепланировку. Если же планируемые видоизменения жилого помещения противоречат нормативным правовым актам или требованиям безопасности, то указанные органы принимают решение об отказе в согласовании, что означает запрет на проведение переустройства и перепланировки. Общий порядок согласования органами местного самоуправления проектов переустройства или перепланировки жилых помещений установлен в статье 26 ЖК РФ.
Признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Органы местного самоуправления признают в установленном порядке муниципальные жилые помещения непригодными для проживания.
Осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений в данном фонде установленным санитарным и техническим правилам и нормам. В рамках данного полномочия органы местного самоуправления осуществляют контроль за использованием и состоянием муниципальных жилых помещений.
Определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Данное полномочие органы местного самоуправления получили лишь в конце 2005 г., спустя год после принятия Кодекса. Пункт 9.1 комментируемой статьи был введен Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (РГ. 2005. 31 декабря. N 297).
Появление такого полномочия в компетенции органов местного самоуправления представляется вполне логичным. Дело в том, что согласно п. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и перепланировка жилых помещений может производиться по согласованию с органами местного самоуправления. Согласование или отказ в таковом оформляются соответствующим решением указанного органа.
Статья 26 ЖК РФ определяет основные правила согласования гражданами переустройства или перепланировки с органами местного самоуправления, в частности, в ней определен пакет необходимых документов, основные сроки принятия решения и уведомления гражданина о нем. Однако, как показала правоприменительная практика, норм, установленных в ст. 26 ЖК РФ, недостаточно для четкого регулирования этого важного вопроса. В связи с этим к компетенции органов местного самоуправления отнесено полномочие по определению более конкретного порядка получения документа о согласовании. На основании пункта 9.1 комментируемой статьи каждый орган местного самоуправления принял или примет нормативный акт местного значения, в котором будет установлен конкретный порядок рассмотрения заявлений граждан о согласовании переустройства или перепланировки жилых помещений. Очевидно, что такие нормативные акты должны основываться и соответствовать общим правилам, предусмотренным статьей 26 ЖК РФ.
К компетенции органов местного самоуправления относятся и иные вопросы, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, ЖК РФ, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Пункт 2 комментируемой статьи посвящен особому статусу субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москве и Санкт-Петербургу. В этих городах перечни полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений устанавливаются законами данных субъектов Российской Федерации.